Логин:
Пароль:

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 5«12345»
Форум » Читаем » Статьи » Константин Шереметьев. Интеллектика (Развитие целостной картины работы интеллекта)
Константин Шереметьев. Интеллектика
СторожеяДата: Воскресенье, 13.03.2016, 11:31 | Сообщение # 1
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Об интеллектике

Кратко о том, почему и зачем появилась Интеллектика.

Лет двадцать назад я занимался программированием и в том числе писал программу реагирования на нештатные ситуации. Тогда было модно использовать методы искусственного интеллекта (ИИ).

Но все это для меня было туманно. И я засел за психологию. И тут меня программиста по образованию и математика по мышлению ждал сюрприз.
Оказалось, что в основе психологии лежит порочный круг. То есть одни термины определяются за счет других, а те, в свою очередь, за счет первых: "Интеллект - это ум", "Ум - это способность мыслить", "Мышление - это результат работы интеллекта" и так до бесконечности.

Пришлось всерьез заняться исследованиями. Причем я понял, что на классическую психологию полагаться нельзя. Ни один психолог реально не представляет как работает мозг. Современная психология - это просто набор техник. Одни работают, другие - нет, но где какие, никто не знает.

Мой подход с самого начала был таков. Есть некоторая очевидная базовая вещь. С одной стороны человек очень близок по строению к животным. С другой стороны между животным миром и человеческой цивилизацией существует колоссальная разница. Очевидно, что человек в процессе эволюции приобрел некоторое новое свойство, которое мы будем называть интеллектом.

И если понять, чем именно мозг человека отличается от мозга животного, то мы поймем, как работает интеллект.

Подход оказался чрезвычайно эффективным. Результаты пошли одни за другим. И я понял, что фактически получается совершенно новая наука, где все логично и строится на простых вещах типа развития и перенастройки нейросетей. И вся психология легко проверяется и контролируется.

Скоро я уволился с работы и перешел на работу в ВУЗ, чтобы спокойно заниматься исследованиями. Защитил кандидатскую, начал читать свой курс "Интеллектика" и дополнительно посещать различные тренинги, для проверки своих выводов.
Сейчас я имею практически целостную картину работы интеллекта, которую буду выкладывать на этот сайт.

Константин Шерементьев.
сайт:http://www.sheremetev.info


Нас только один
 
СторожеяДата: Воскресенье, 11.09.2016, 09:11 | Сообщение # 31
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 30

Слова имеют вспомогательное значение

Сегодня мы поговорим о значении слов в нашей жизни. В прошлый раз я затронул эту тему, и пришло несколько недоуменных вопросов: «Разве можно так относиться к словам? Слова надо употреблять правильно».
Тема непростая, поэтому попытаюсь объяснить на примерах.

Ресторан «Вечерняя беседа»

Представьте, что вы пришли в ресторан и к вам подошел официант.
- Добрый вечер, рад приветствовать вас в нашем ресторане. Наше фирменное блюдо – тисайская уха халасле. Она готовится из рыбы, протираемой через сито, в которую добавляется паприка, лапша и овощи. Изумительно тонкий вкус блюда относится к наиболее изысканным деликатесам ресторанной кухни…

Подробно описав еще несколько блюд, официант выписывает вам счет, который вы оплачиваете и… уходите из ресторана.

За что же вы платили? За слова.
Вы тут же возмутитесь. Слова – это хорошо, но в главное в ресторане – это еда, а слова нужны, чтобы ее заказать.

Всё правильно. В жизни то же самое.

Слова имеют вспомогательное значение.


Ценность слов в том, что они ведут к некоторому материальному результату. Если нет, то они превращаются в бессмысленное сотрясение воздуха.
В конце концов, в ресторане можно обойтись и без слов. При наличии шведского стола можно поесть молча. Но и в обычном ресторане можно обойтись жестами.

Главное – результат.

Поэтому каждый раз, когда вы разговариваете, подумайте, а к чему конкретно ведут мои слова? Какой материальный результат будет?

Красная бандура

Следующий интересный момент связан со значениями слов. Как вы знаете, каждое слово многозначно. Перечисление значений слова «соль», например, займет не одну страницу. Много слов с расплывчатым и неопределенным значением. Как вы определите слово «стушеваться»?

В результате спор о значениях слов вызывает бурную реакцию окружающих и стремление добиться до истины путем приведения словарных статей. Но в чем смысл подобных споров?

Допустим, в углу комнаты стоит огнетушитель. Вообще правильно его называть как-нибудь типа: «Огнетушитель углекислотный ОУ-1». Тогда всем ясно, о чем идет речь.

Но если у вас что-то загорелось и вы крикните:

- Давай ту красную бандуру!
Правильно ли это? Ведь вы использовали совершенно неграмотные определение огнетушителя.

Ответ прост. Если тот, кому вы кричите, понял вас и подал огнетушитель, то вы сказали правильно. Потому что:

Если вас понимают, то вы говорите правильно.


Правильность использования слов определяется результатами. Сделал человек то, что вы от него хотели, значит, все слова вы употребили правильно.

Ищите смысл, а не точность

Как же правильно относится к словам?

Обратите внимание на важный момент. Вам лично слова не нужны. Если вы едите мороженое или заходите в парную, то вы все ощущаете напрямую. Без слов.
Когда вы слушаете музыку, совершаете открытие и решаете задачу, то все происходит в сознании и также без слов.

Слова нужны, когда вы хотите что-то передать другому человеку. В этом секрет правильной речи.

Чем более близко вы знаете человека, тем меньше значения имеет правильность выражения. Вас и так понимают с «полуслова».

И вот только если вы пишете книгу или доклад, который предназначен для других, незнакомых людей, то следует очень внимательно относиться к способу выражения своих мыслей. Хотя и здесь не столько важно точность употребления слов, а важно правильно передать смысл того, что вы хотите сказать.

Ищите смысл, а не точность.


Нас только один
 
СторожеяДата: Воскресенье, 11.09.2016, 09:16 | Сообщение # 32
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 31

Интеллект и майнд-машины

Сегодня мы поговорим о том, можно ли развивать интеллект с помощью механических устройств.
Мне пришло пару писем с вопросами об эффективности майнд машин (MIND MACHINES). Конечно, хочется ответить одним коротким словом, но тема важная, поэтому отвечу развернуто.

Мечта идиота

Майнд машина, если верить рекламе – это просто мечта идиота. Посудите сами. Она якобы:

    Снижает стресс;
    Повышает IQ на 20 пунктов;
    Повышает живость, проворство, резвость и расторопность (я не выдумываю, так в рекламе);
    Улучшает все виды памяти;
    Снимает боль;
    Повышает иммунитет;
    Улучшает спортивные достижения.


Разумеется, все звезды Голливуда уже имеют майнд машины, и только вы из-за сниженной резвости и расторопности пока сидите без нее.

Если вы все еще сомневаетесь, то специально для вас есть секретные программы:

    для повышения потенции и сексуального влечения;
    для похудения;
    для избавления от вредных привычек;
    для быстрого засыпания и против бессонницы


Собственно, уже перечислено все, о чем только может мечтать человек. Но если вас и это не проняло, то есть суперпрограмма для, страшно сказать, мистического восхождения к "Высшему Разуму". Тут я боюсь пересказывать и приведу дословный текст:

любой человек в течение одной - двух недель может научиться за 15-20 минут систематически и по своему желанию достигать "вершин", доступных только мастерам медитации, или наиболее "продвинутым" буддистам, и тем - только после многолетних тренировок и изнурительной духовной практики.
Как видите, после такой рекламы нужно все бросать и покупать такую чудную вещь, которая делает буквально все. А буддистам пора уже, наконец, выбросить свои колокольчики и ходить по улицам с майнд машинами.


Разоблачение магии

Это мобиль! Это очень модно в Европе,
знаете, оформляют интерьеры подобными вещами.
Такая иллюзия движения.
Это еще американец Колдер подал идею.
Знаете, наш двадцатый век, такой ритм, суматоха.
Приходишь с работы — успокаивает нервы!
(Из фильма «Служебный роман»)


Как это ни грустно, но придется развенчать столь замечательный миф. Пользы в майнд машине не больше чем в собачках Фу, о которых я писал раньше.
По словам изобретателей чудо-машины ее работа состоит в «звуковой и световой стимуляции мозга». То есть, все, что она делает – это сверкает и шумит.
Впрочем, то же самое делает любая светомузыкальная установка. И действие майнд машины ничем не отличается. С точки зрения интеллекта майнд машина – это способ отвлечения внимания. Если вы устали и хотите отдохнуть, то она вам поможет. Впрочем, как и любой другой вариант смены деятельности: прогулка, зарядка, контрастный душ.

Но никакого влияния на интеллект майнд машина не оказывает, и оказать не может. Интеллект развивается только при решения реальных жизненных задач, так же как мышцы развиваются в результате физических нагрузок. Мигающие лампочки никак не помогут вам поставить рекорд по толканию штанги и точно так же никак не сделают из вас гения.


Нас только один
 
СторожеяДата: Суббота, 24.09.2016, 15:51 | Сообщение # 33
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 32

Как человек познает мир

Сегодня мы поговорим о том, как именно человек получает знание и что такое знание.

Что узнал господин Журден?

Из книги в книгу ходит цитата о господине Журдене из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Этот достойный гражданин до зрелого возраста не знал, что говорит прозой. Но неожиданно узнал это. Принято выражать радость по поводу столь примечательного события. До этого не знал, а теперь узнал. А ведь мог и всю жизнь прожить, так и не узнавши, что говорит прозой!

Но вот вопрос. А какой смысл в этом знании? Ведь все, что он узнал - это некоторый термин. Но этот термин никак не повлиял на его жизнь. Давать названия вещам и явлениям можно бесконечно. Мы уже говорили, что слова имеют вспомогательное значение. Если они не ведут к результату, то пользы от них нет.

Поэтому господин Журден должен был взять своего «учителя» за шиворот и спустить с лестницы за бесполезное знание.

Путаница с тем, что имеет смысл знать, приводит к распылению сил и топтанию на месте. Человек ежедневно узнает кучу мусора, который захламляет его голову, но не приносит никакой пользы. Как же определить реальное знание?

Папуас и калькулятор

Знание - это виртуальная модель реальности, которая помогает ее изменять. Узнать что-то означает приобрести возможность управлять этим.

Знать - это уметь управлять.


В этом и состоит цель знания. Проще говоря, узнать - это найти те рычажки, управляя которыми мы можем получить желаемое.
Понять это можно на таком примере. Если папуасу дать калькулятор и сказать: «Это калькулятор», то нельзя сказать, что он что-то узнал. Пока папуас не научится считать бананы с помощью калькулятора, он не узнает, что такое калькулятор.
Отрывочные знания бесплодны. Выучить умное слово, но не понимать, куда его пристроить, - это верх глупости. Отдельные термины не дают возможности управлять миром. Также как отдельная шестеренка - это никому не нужная железка. Шестеренка имеет смысл только при наличии механизма, в котором она будет вращаться. Любое слово напоминает шестеренку. Только внутри умственной конструкции оно приобретает смысл.

Красная шапочка или шапочка красная?

Приведем пример маленького кусочка знания, которое вы сразу можете применять. Вот этот кусочек:

В русском языке порядок слов имеет смыслообразующее значение. То есть изменив порядок слов вы измените смысл фразы. Сравните:

Красная шапочка через лес идет к бабушке.

Красная шапочка идет к бабушке через лес.

Последнее слово акцентирует мысль, которую передает фраза. Поэтому первое предложение говорит, что Шапочка идет к бабушке. А второе говорит, что идет через лес. А это страшно! Поэтому выбираем первое предложение.

Практический вывод. Поиграйте порядком слов в предложении и вы легко повысите его выразительность.

Такое знание уже принесло бы пользу господину Журдену. Но ему не повезло с учителем. Зато повезло вам. Пользуйтесь!

Источники реального знания

Откуда же брать реальное знание, если вокруг тонны лишней информации? Ответ прост. Источником реального знания являются люди, которое что-то предприняли и у них получилось. Вот у них-то и можно вытащить реальное знание о мире.


Нас только один
 
СторожеяДата: Суббота, 24.09.2016, 15:54 | Сообщение # 34
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 33

Рождение понятий о мире
Сегодня мы продолжаем разговор о том, как человек получает знание о мире.

Как мы узнаем мир

Непосредственное восприятие ребенка видит мир как пеструю мешанину движущихся цветных пятен, издающих звуки. Мозг еще не в состоянии выделить в потоке стимулов устойчивые и повторяющиеся и отличить постоянные связи от случайных. И первые понятия ребенка являются диффузными, то есть размытыми и непостоянными.

По своей структуре диффузные понятия напоминают сновидения. В них так же, как и в сновидениях, нет устойчивого пространства действия и четко выделяемых объектов. Воспринимаемая картина туманна, расплывчата, легко поддается трансформации. Человек сам не уверен в том, что он воспринимает, и не может выразить это восприятие словами.

В диффузном понятии сохраняются все признаки воспринимаемой ситуации, хотя эти признаки не могут иметь между собой ничего общего. Но субъективное восприятие соединяет эти различные признаки в единый комплекс, который в дальнейшем воспринимается как устойчивое целое.

Откуда берутся колдуны и ведьмы

Диффузные понятия лежат в основе магического мышления. Любые происходящие одновременно события диффузное мышление снабжает мысленной связью. Отсюда появляются приметы и суеверия. Ведь так просто. Надел желтую майку - и любимая команда выиграла. Значит, надо всегда идти на стадион в желтой майке. Число примет растет, как снежный ком. И человек вынужден соблюдать массу примет несмотря на то, что их соблюдение не только не помогает в жизни, но может и здорово помешать.

Подобный случай приключился с известным тенором Иваном Семеновичем Козловским. Он был очень суеверным человеком. На все концерты ездил с тем портфелем, с которым он когда-то первый раз выступил. Выходя из машины, Козловский обязательно должен был похлопать себя по шляпе и поправить бабочку.

А перед выступлением он клал на рояль двадцать копеек. И вот на концерте в Георгиевском зале Кремля перед правительством Иван Семенович, как всегда, положил на рояль двадцать копеек. И вдруг монета соскочила с рояля и покатилась по полу. Козловский с ужасом увидел, что за катящейся монетой наблюдает сам Сталин. Козловский с трудом закончил выступление и пошел за кулисы. И там он увидел, что его ждет начальник личной охраны Сталина генерал Власик. Козловский замер и начал что-то бормотать в свое оправдание. Но Власик похлопал его по плечу и ободряюще сказал:
- Товарищ Козловский, не беспокойтесь. Мы давно заметили, что вы с закидоном.

Ясность понимания

От диффузных понятий нужно как можно быстрее избавляться. Для этого в каждой ситуации нужно отделять главное, устойчивое и повторяющееся от случайного и второстепенного. Любая новая ситуация всегда воспринимается диффузно. Но если вы не будете торопиться и сосредоточитесь, то любая самая сложная ситуация начнет постепенно проясняться. Главное - следовать правилу:

Опираться можно только на то, что понятно.


Если ничего не понятно, то нужно остановиться и разобраться. А использовать диффузные понятия - все равно, что бежать в тумане. Ничем хорошим это не кончится.

Единственный способ понять что-то - это применить полученные знания к реальности и получить результат. Если получилось - это знание. Если не получилось - это туфта. В этом самый большой секрет успешных людей. Успешные люди не гадают, не предполагают и не надеются. Они точно знают, что надо делать и делают это. Поэтому секрет успеха прост - ищите настоящее знание - работающее.

Не приблизительное, не расплывчатое, не туманное, а точное, конкретное и результативное.


Нас только один
 
СторожеяДата: Суббота, 24.09.2016, 15:59 | Сообщение # 35
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 34

Знакомство с миром

В прошлом выпуске рассылки текст основного выпуска по ошибке остался незаконченным, но заметил это только один человек. Так что теперь я знаю, что из трех тысяч читателей рассылки далеко не все дочитывают выпуски до конца. И это хорошо, потому что их ждет много интересного при чтении архива рассылки.

Начнем с отсутствующей концовки прошлой рассылки:

Любая новая ситуация всегда воспринимается диффузно. Но если вы не будете торопиться и сосредоточитесь, то любая самая сложная ситуация начнет постепенно проясняться.


Главное - следовать правилу:

Опираться можно только на то, что понятно.

Если ничего не понятно, то нужно остановиться и разобраться. А использовать диффузные понятия - все равно, что бежать в тумане. Ничем хорошим это не кончится.

Единственный способ понять что-то - это применить полученные знания к реальности и получить результат. Если получилось - это знание. Если не получилось - это туфта. В этом самый большой секрет успешных людей. Успешные люди не гадают, не предполагают и не надеются. Они точно знают, что надо делать и делают это. Поэтому секрет успеха прост - ищите настоящее знание - работающее.
Не приблизительное, не расплывчатое, не туманное, а точное, конкретное и результативное.

Теперь переходим к нашему выпуску:

Как узнать мир получше

- Какой телефон у Иванова?
- Не помню
- Ну, хоть приблизительно...


Для решения любой задачи расплывчатое знание ничего не дает. Как же сделать первый шаг к точному знанию?

Здесь таится самая распространенная ошибка. Большинство людей столкнувшись с чем-то новым и непонятным сразу пугаются и восклицают:
- Это сложно! Я этого не понимаю! У меня нет способностей к этому...
Это ошибка. Любое знание для человека сначала всегда диффузное, то есть непонятное и туманное. Это нормально. Но это не повод останавливаться. Нет ничего сложного в любом знании.
Как только вы включаете свой интеллект и идете дальше, то все сложное и туманное становится простым и ясным. Ну что же, идем дальше.

Стереотипные понятия

Жизнь в повторяющихся условиях приводит к тому, что объекты, окружающие человека, теряют свою новизну. В разных комбинациях впечатлений присутствуют одни и те же стимулы. Мозг при появлении повторяющихся стимулов выделяет постоянную часть объекта в виде обобщения. Обобщение убирает несущественные признаки объекта, оставляя только важные и постоянные.

Так, ребенку очень трудно различить кошку и собаку. Очень много общего: покрыты шерстью, с хвостом, постоянно крутятся под ногами и просят есть. Но постепенно выявляются отдельные признаки: мяукает или гавкает, ходит по забору или останавливается перед каждым столбом, бодает хозяина в лоб или вылизывает ему лицо. Эти признаки уже образуют отдельные понятия, которые позволяют отличать не только кошек от собак, но и представителей разных пород.

Поэтому самый первый шаг в любом новом деле - это мысленное погружение в проблему. Вы выявляете отдельные признаки. Пробуете их на вкус, на цвет, на запах. Играете с ними, пока они не станут привычными.

Прогулки в облаке

Как-то раз гуляя в горах Тянь-Шаня, я попал в облако. В самое настоящее. Я стоял на вершине горы, а облако подлетело ко мне и накрыло. Ощущения были странные. Облако - это очень плотный туман. Я вытянул руку и не увидел собственных пальцев. Потом облако полетело дальше, а я остался покрытый мелкой росой, а перед мной снова открылась величественная панорама гор.

Поэтому как только вы встречаете что-то непонятное и сложное, то погружайтесь в это как в облако. Через некоторое время вы начнете замечать отдельные устойчивые моменты, которые можно выделить. И скоро вместо расплывчатых теней приходят ясные и четкие понятия - стереотипы.

Когда человек впервые видит шахматы, то ему поначалу игра кажется странной. Два человека задумчиво смотрят на доску с фигурками. Потом один сдвинет фигурку, и они опять сидят и долго смотрят. Какая-то заторможенная игра в куклы. А уж понять, как эти фигурки движутся, и вовсе не представляется возможным. Но по мере обучения игры в шахматы куклы превращаются в коней и ферзей. Непонятные перемещения заменяются классическими дебютами. Позиции на доске начинают выражать нападение и защиту, коварную жертву и неожиданную вилку. А вместо диффузного понятия: «игра в куклы для взрослых» появляется целый ряд стереотипных понятий: дебют, рокировка, шах, эндшпиль и очень красивое слово - цугцванг.

Мы видим действие важного закона: каждое большое диффузное понятие превращается во множество маленьких стереотипов. Можно сказать, что в облаке диффузного понятия содержатся маленькие капельки стереотипных понятий.
И вот уже два гроссмейстера начинают партию не думая, а с молниеносной быстротой разыгрывая привычный дебют, попеременно обрушивая удар на кнопку шахматных часов.


Нас только один
 
СторожеяДата: Воскресенье, 16.10.2016, 09:38 | Сообщение # 36
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 35

Упрощение жизни

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект - инструкция по применению». Мы продолжаем разговор о том, как человек получает знание о мире.

От беспомощности к мастерству

Извилины должны быть
достаточно прямыми,
чтобы мысли не путались.


Легко заметить, что переход от диффузного понятия к стереотипному происходит только в одном направлении. Если начинающий шахматист научился отличать коня от ладьи, то, становясь перворазрядником или гроссмейстером, он их никогда не перепутает.

Отсюда следует важный вывод самообучения:

Один раз потратив время на выработку стереотипа, вы можете пользоваться им всю жизнь.
И наоборот. Если вы чего-то не поняли, то вы все время будете спотыкаться на одних и тех же ошибках.

Но ошибки, воспринимаемые диффузно, ничему не учат. Если, наступив на грабли, вы внимательно разберетесь, что произошло, то больше наступать не будете. А если вы отнесетесь к этому, как к собственной «невезучести», плохой «карме» или «порче», то эти диффузные понятия так и будут подводить вас к этим граблям.

Именно в этом кроется секрет беспомощности людей в различных вопросах. Кто-то не может в незнакомом городе ориентироваться, кто-то на сцене выступать, кто-то компьютер освоить. И думает, что это навсегда. Если так думать, то так и будет.
Как только человек в незнакомой обстановке (а первый раз обстановка всегда незнакомая) начинает приписывать свои неудачи каким-то внешним обстоятельствам, то его ждет тупик. Научиться чему-либо он уже не сможет.

И наоборот, если человек нормально воспринимает свою временную беспомощность и ищет точки опоры - стереотипы, то скоро он начинает постепенно овладевать навыками и становиться мастером.

Путь мастера

- Вы - писатель ? - С интересом спросил поэт.
Гость потемнел лицом и погрозил
Ивану кулаком, потом сказал:
- Я - мастер.
Булгаков «Мастер и Маргарита»


Необратимость получения знаний имеет замечательное следствие. Знания - это лучшая инвестиция вашего времени и ваших усилий. Мастерство всегда остается с вами, его невозможно у вас украсть и вы не можете его потерять.

Стереотипы позволяют не пробовать и обжигаться, а сразу действовать эффективно. Можно заранее продумать свои действия и затем их успешно выполнить. Этим стереотипы выгодно отличаются от диффузных понятий.

Для дикаря слово «бог» вполне понятно, и он пользуется этим словом очень часто. Все незнакомые ему отношения между жизненными явлениями легко объясняются этим универсальным диффузным понятием.

Для обывателя такое размытое понятие уже порождает массу вопросов. Как зовут этого бога: Саваоф, Аллах или Иегова? Каких обрядов требует этот бог? Что можно от него получить? И как называется эта религия?

Как и в случае с шахматами, развитие понятия однонаправлено - один раз поняв, чем мусульманин отличается от христианина, а квакер от гугенота, обыватель уже не пользуется диффузным понятием «бог», а переходит к конкретным стереотипам обрядов, молитв, намазов и жертвоприношений.

Важно только не останавливаться на этом, а идти дальше, смотреть на историю религий, кто, как и зачем их придумал и уже скоро можно забыть про диффузные понятия и переходить к стереотипным: материя, энергия, информация.

И теперь, услышав фразу: «А бог его знает...», вы будете стереотипно отвечать: «Не тормози - яндексни».

Уход в подсознание

При стереотипизации понятия его дальнейшее развитие прекращается. Действует закон Клапареда: чем больше мы пользуемся каким-либо понятием, тем меньше мы его осознаем.

Когда мы в первый раз узнали, что шнурки завязываются бантиком, то это потребовало напряженной работы сознания. Что такое узел, почему он называется «бантик». Как завязывается, как развязывается. Но с каждым завязыванием шнурков действие становилось все более автоматическим, уходя из сознания. Пока не превратилось в полностью бессознательное действие, и мы можем завязывать шнурки, думая о посторонних вещах.

Таких действий в жизни человека очень много. Мыть руки, чистить зубы, одеваться, причесываться. Все это поначалу требует сознательного обучения, но потом переходит в автоматический режим и внимания не требует.

В результате поведение человека начинает все в большей степени управляться бессознательными стереотипами. Поведение упрощается. Нет нужды каждый раз решать задачу завязывания шнурков. Трудная операция переходит в разряд рядового действия. Обыватель перестает задумываться о процессе.

Преимущества такого взгляда на вещи трудно переоценить. Четко ориентируясь в обстоятельствах, человек может эффективно применять свои навыки. Научился готовить - всегда может вкусно поесть. Научился водить машину - всегда может доставить себя и других в нужное место. Стереотип - это лучший способ достижения привычных целей.

В основе любой профессии лежит набор стереотипов, которые позволяют решать профессиональные задачи. Мастерство - это бессознательное совершенство.
Но, кроме этого, меняется и внутреннее ощущение. Эмоциональное восприятие сменяется чувственным. Мир становится предсказуемым, а, следовательно, безопасным. Понятия становятся однозначными и точными. Можно сказать, понятия становятся «понятными». Многие стимулы в сознание даже не попадают. Как только мозг обнаруживает, что стимул относится к стереотипу, то сразу вызывается подсознательный стереотип и происходит автоматизированная ответная реакция.

Одновременно с этим запускаются положительные чувства. Мастерство дает чувство уверенности в себе и чувство контроля над ситуацией, что весьма приятно.


Нас только один
 
СторожеяДата: Воскресенье, 16.10.2016, 09:43 | Сообщение # 37
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 36

Управление собой

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект - инструкция по применению». Мы продолжаем разговор о том, как человек получает знание о мире.
От мастерства к творчеству

Эксперт - это человек,
который перестал мыслить,
потому что он знает.


Сочетание стереотипных понятий лежит в основе профессиональной деятельности. Любое обучение ремеслу состоит в последовательном усвоении типовых операций, которые затем соединяются в технологическую последовательность.

Сам язык профессиональной деятельности подчиняется правилу ясности и однозначности. Для однозначного указания на стереотипное понятие появляется специальное слово - термин. Термин предполагает совершенно однозначное толкование. Используемая терминология сразу определяет профессию говорящего.

По словам: «проводник, фаза, заземление, напряжение» легко узнать электрика, а по словам: «байт, цикл, компиляция, отладка» - программиста.
Любое понятие, которое проверено общественной практикой, очень сложно, хотя столетия шлифовки придают многим понятиям ореол простоты.

Например, нам кажется, что деньги - это очень простая вещь. Универсальное средство обмена. Но у многих древних народов хоть деньги и используются, но используются разные деньги. Купить корову можно на одни деньги, а топор на другие. Додуматься до универсальных денег они пока не в состоянии.

И даже понятия школьной программы далеко не так просты. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно попробовать сформулировать теорему Пифагора без использования слов «катет» и «гипотенуза».

Кажется, что все, что нужно человеку, это вызубрить наизусть нужные понятия и дело в шляпе. Нет, здесь кроется ошибка?

Автоматические понятия позволяют существенно ускорить обработку информации, но в то же время могут подвести человека, если ситуация резко изменилась.

Управление собой

Успешное поведение требует выделения в окружающей среде причин и следствий, управляющих воздействий и управляемых объектов. В случае нестандартных ситуаций привычные автоматические действия приводят к провалу. Дальнейшее поведение прерывается, а сознание блокируется.

В этом случае необходимо осознать привычное действие, то есть перевести внимание на сам процесс мышления. Выполнить мыслительный акт, цель которого изменить саму мысль. Для этого мыслительный акт должен быть разбит на те составляющие, из которых он состоит, и эти примитивные части должны быть скомпонованы иначе. Интеллект и предназначен для управления этим процессом. Примитивные мыслительные операции заменяются на более эффективные.

Именно осознание - это ключ к интеллектуальному поведению, ключ к творчеству. Стереотипное мышление порождает стереотипные результаты. Но как только мы пытаемся выйти за рамки стереотипа, то попадаем в ловушку. Ведь в прошлом выпуске мы узнали, что стереотипные понятие уходят в подсознание и становятся неосознаваемыми. Как же извлечь их из подсознания? Это один из главных вопросов восточной философии. Как стать осознанным?

Путь здесь один. Любая подсознательная реакция в свое время прошла через сознательную стадию. И для борьбы с подсознательной реакцией нужно сначала сделать ее сознательной. Вытащить то понятие о мире, которое скрывают понятия, которыми вы пользуетесь.

Например, возьмем такое понятие как «деньги». Если вы начнете его раскручивать и переводить в сознательное восприятие, то увидите, что оно сопровождается массой негатива. Множество устойчивых сочетаний типа «деньги - зло» или «деньги портят человека», сразу выплывают из подсознания.

Но если присмотреться к этому внимательнее, то получается, что вы подсознательно не хотите иметь много денег, поэтому вы их и не имеете. Подсознание не дает этого сделать.

Психологическая защита

Объявление на двеpей мастеpской по pемонтy:
"МЫ РЕМОHТИРУЕМ ВСЁ!"
Hиже в скобках пpиписано:
"Стyчите гpомче - звонок не pаботает"


С подсознанием справиться совсем не так просто. Как только мышление переходит на уровень стереотипов у человека появляется очень важная вещь - психологическая защита. Задача психозащиты состоит в игнорировании незначимых понятий.

Психозащита - это бронежилет сознания. Она избавляет человека от необходимости уделять внимания привычным вещам. Это явление имеет свои положительные и отрицательные стороны, но именно это явление чрезвычайно затрудняет работу психологов. Именно благодаря психозащите психология столь сложная наука. Ведь человек может говорить только о том, что он осознает, но его поведение определяется как сознательными мотивами, так и подсознательными. Поэтому доверять словам человека о себе и своих поступках может только очень наивный психолог.

Психозащита убирает из сознания подробности восприятия стимула и запуска стереотипного поведения. Человек перестает замечать то, что является причиной его поступков. На прямой вопрос: «Почему ты это сделал?» человек не может осознать истинную причину своего поведения, а на ходу придумывает правдоподобное объяснение.

Положительная роль психозащиты состоит в том, что она предохраняет сознание от множества избыточных стимулов. Если убрать эту защиту, то сознание непрерывно будет бомбардироваться несущественными мелочами. Там кто-то пискнул, здесь проехала машина, диктор по радио что-то пробормотал, нога не так наступила.

Отвлекаться на все невозможно. Иначе человек не сможет шагу ступить, а будет все время прислушиваться, принюхиваться, разбираться и сомневаться. Для дикаря так и есть. Дикарю очень трудно сосредоточиться. Он все время отвлекается на окружающие стимулы. Обывателю проще. Множество ежедневно повторяющихся стимулов в сознание просто не попадает. Человек реагирует на них бессознательно. Более того, даже сам человек не знает, как он реагирует.

И вот здесь кроется отрицательная сторона психозащиты. Даже если человек реагирует подсознательно, то он все равно реагирует. Если какой-то стимул человека расстраивает, но он этого не осознает, то все время ходит расстроенный. Но с этим ничего поделать нельзя, потому что причины своего расстройства он понять не может. Поэтому человек приходит к психологу, который пытается найти эту скрытую причину. Но попытки разобраться наталкиваются на ту же самую психозащиту.

Единственный способ обойти психозащиту - это стать осознанным. Только ежедневное ежеминутное осознание того, что вы делаете и зачем вам это нужно, позволит вам уйти от стереотипов и стать творческим человеком.

Творец - это человек, который не мыслит стереотипами. Он берет привычные понятия и сочетает их в самых причудливых комбинациях и создает новое знание.
И путь в творцы только один - самоосознание.


Нас только один
 
СторожеяДата: Воскресенье, 16.10.2016, 09:46 | Сообщение # 38
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 37

Формула таланта

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект - инструкция по применению». Сегодня мы завершаем разговор о том, как человек получает знание о мире.

Напомним основные этапы получения знания:

Диффузные понятия

Как только человек сталкивается с любой новой областью знаний, то все что видит и слышит, представляется ему расплывчатым набором отрывочных знаний, которые никак не связываются в единую картину. Дикари на этом останавливаются и не идут дальше.

Стереотипные понятия

Если человек не останавливается, а смело идет дальше, разбирается, пробует новые для себя возможности, то постепенно картина становится ясной и он начинает разбирать в теме и спокойно достигать в ней результатов.
Знание становится стереотипным и уходит в подсознание.
Но одновременно с ростом результатов возникает психозащита, которая не дает возможности человеку увидеть, что проблемы и ошибки в его работе связаны прежде всего с ним самим.

Интеллектуальные понятия

Для выхода на следующий уровень эффективности человеку нужно осознать свои понятия и поступки и тогда он может создавать что-то новое, то есть творить. Интеллектуальное знание - это знание, меняющее мир.
И сегодня мы узнаем самое важное о том, как от стереотипа перейти к творчеству. Мы узнаем формулу таланта.

Формула таланта

На кляче тощей и косматой
Сидит форейтор бородатый.
Пушкин «Евгений Онегин»


Смотрите, что у нас получается, когда человек становится мастером.

С одной стороны, человек пользуется всеобщим уважением, достигает реальных результатов и может гарантировано планировать свои достижения.

С другой стороны, человек все больше увязает в стереотипном мышлении и останавливается на месте. Пробовать что-либо новое ему страшно, непривычно и он даже помыслить об этом не может, так как путь ему преграждает психозащита.
Вопрос: как же ему двигаться вперед? Где та сила, которая позволяет сделать следующий шаг вверх, к своему таланту?

Обратимся к эпиграфу. Современному читателю совершенно непонятно, кто такой форейтор и почему важно, что форейтор бородатый. Но Пушкин написал это не зря. Форейтор - это человек, который при запряжке лошадей цугом, сидит на первой лошади и управляет ею. Обычно форейторами брались молодые ребята. Но семья Лариных настолько безвыездно сидела в деревне, что искать нового форейтора не стали, а взяли того форейтора, который был раньше и уже отрастил бороду.
Теперь представьте ситуацию, что вы - лучший в мире форейтор. И знаете абсолютно все о том, как управлять первой лошадью в цуге. Но вокруг - сплошные автомобили. Где вам применить свое мастерство форейтора?

Похоже, что нигде, и вы останетесь не у дел. Времена меняются, и былые заслуги теряют свою ценность.

Получается, что любое мастерство всегда начинает ограничивать мастера и способ обойти это ограничение только один: преодолеть барьер психозащиты.
Что же говорит нам психозащита? А она говорит: «Ты лучший форейтор! Ты это знаешь и умеешь, куда тебе еще лезть? Зачем тебе это нужно? Хороший форейтор всегда заработает на кусок хлеба».

К счастью, есть легкий и приятный способ преодоления психозащиты: опора на свой талант. Что же такое талант? Вообще о человекe говорят, что он талантлив, когда все, что он делает, он делает легко, будто играючи, но при этом добивается совершенно великолепных результатов.

Тысячи людей корпят, мучаются, надрываются, а талант приходит, щелкает пальцами и выдает нечто новое, яркое, свежее и срывает аплодисменты, премии, овации и славу.

Подходим к главному. Преодолеть барьер психозащиты сложно стоя на месте, но можно перелететь его с разбегу. Для этого вы ставите сами себе все более интересные и вызывающие задачи, решаете их, получаете энергию победы, опять ставите задачи, опять преодолеваете и идете на волне успеха. Скоро энергии у вас становится настолько много, что с легкостью ставите совершенно невозможную, нереальную цель и... достигаете ее. Поздравляю вас, вы открыли в себе талант!

Вот она формула таланта:
Талант = Мастерство + Энергия


Талантливая вещь - это та вещь, которая несет в себе избыток энергии творца, создавшего ее. Графоманы никак не могут понять, почему Лев Николаевич Толстой по многу раз переписывал свои произведения. Ведь он уже всемирно известный писатель. Каждое его произведение тут же будет принято к изданию и напечатано.

Зачем переписывать, зачем изменять? Но ведь именно в этом и секрет таланта. С каждой переделкой талантливый писатель вкладывает в произведение еще больше энергии, и еще больше. И уже энергия переполняет произведение и передается читателю и он передает эту энергию все дальше и дальше.

Чем бы вы не занимались, становитесь мастером своего дела и дайте выход своей энергии. Состояние свободного потока энергии - это и есть вдохновение - самое приятное чувство для человека.

Как только вы один раз его испытаете, то вам захочется сделать это еще и еще. Прекрасно, творите - вы талантливы!


Нас только один
 
СторожеяДата: Воскресенье, 20.11.2016, 19:13 | Сообщение # 39
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 38

Источники творческих идей

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект - инструкция по применению». В этом выпуске мы поговорим о том, откуда берутся творческие идеи.
Творческий импульс

Поэзия - та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Владимир Маяковский


Пока человек в своем не деле не достиг мастерства, ему очень трудно быть творческим человеком. Слишком размыто и туманно он воспринимает свое дело. Но даже когда человек достигает мастерства, то и в этом случае не так просто найти творческую идею. Мешают стереотипы.

Как же обойти стереотип? Как в самом привычном и постоянном действии найти что-то новое? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим процесс зарождения новой идеи в сознании.

Различие между творческим мышлением и стереотипным выявляется в том случае, когда происходит что-то новое и неожиданное. Нетворческий человек сразу старается уйти от незнакомой ситуации и свести ее к привычным действиям.
Автоматические действия всегда срабатывают на один и тот же стимул. Это удобно, когда действие достигает результата. Но если обстоятельства изменились?
Тогда нужно подключать интеллект и искать новое действие. Люди часто не пользуются интеллектом и пытаются продолжать привычные действия, которые уже не дают отдачи. И они предпочитают жаловаться, вместо того, чтобы изменить действия.

В то же время привычные действия приводят к рутине и скуке. И именно смена привычных действий оказывает на человека освежающее воздействие. Люди любят читать о чужих приключениях, вздыхая о том, что у них этого нет. Но вздыхать не нужно, нужно действовать. В любой момент мы можем переживать приключения, меняя свои действия.

Возможности для этого безграничны. Мы можем по-другому говорить, дышать, ходить, общаться с людьми, здороваться, завязывать шнурки, сидеть, говорить комплименты, гладить кошку, смеяться и просто смотреть на мир. Ищите альтернативные варианты. Думайте, как можно добиться того же, но более быстрым способом. Более простым, более дешевым, более приятным.
Когда начинать? Да прямо сейчас. Оторвитесь от монитора и сделайте то, что вы делаете всегда, но по-другому. Пройдитесь по-другому, приготовьте еду по-другому.
Ваша жизнь будет всегда новой и волнующей. Вы будете каждый день погружаться в приключения. И достигать все новых и новых высот.

Творческий поиск

Лучше всего, когда ваша работа прямо требует от вас творческих решений и не дает возможность соскользнуть на привычные рельсы. Человек на творческой работе постоянно сталкивается с блокирующими противоречиями: «Сделай то, не знаю что». И здесь два пути. Или он избегает блокирующей ситуации, разрушая мозг (курение, алкоголь, наркотики), или начинает мыслить, пытаясь скомбинировать новый образ, устраняющий противоречие. И тогда он будет получать совершенно новые образы. Это и называется понятием «творить».

Первый шаг к творчеству состоит в чувственном восприятии неожиданной ситуации. Это значит, что вы с интересом воспринимаете то, что случилось, стараясь воспринять это как яркое впечатление.

Творческий человек имеет множество ярких впечатлений, которые легко вспоминаются и хорошо между собой сочетаются. Их сочетание и производит бесконечное число новых образов. Про таких людей говорят: «У него богатое воображение». Это значит, что к любому образу он может добавить множество комбинированных образов.

Отсюда следует вывод. Если мы хотим развить творческие способности в какой-либо области, то мы должны овладеть основными понятиями и чувственно воспринять множество впечатлений из этой области. Это можно сказать и по-другому:

Занимайся тем, что тебя привлекает,
учись этому и станешь творческим человеком.


Если мы обратимся к жизни известных художников, композиторов, ученых, то найдем множество подтверждений этого правила. Все они любили то, чем они занимались, и постоянно работали, познавая то, что было сделано до них.


Нас только один
 
СторожеяДата: Воскресенье, 20.11.2016, 19:15 | Сообщение # 40
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 39

Творческая энергия

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект - инструкция по применению». В этом выпуске мы поговорим о том, откуда берется энергия для творчества.

Чувственный взгляд на мир

Как мы уже говорили интеллектом управляют чувства. Чувства служат для приведения всего организма в состояние, оптимальное для достижения цели, и дают необходимую энергетику.

Марафонец на последних километрах перед финишем поддерживает свои уставшие мышцы только одним чувством - чувством преодоления: «Я смогу добежать». Но услышав за спиной тяжелое дыхание соперника, он удесятеряет силы. Появляется чувство азарта, желание победить. И организм получает дополнительный заряд бодрости, так необходимый для победы.

Чувства приходят вслед за мыслями. Содержание чувства - это интерпретация событий. Человек - это не бездушная машина, а думающее и одновременно чувствующее существо. Именно чувство обеспечивает устойчивость внимания и избирательность восприятия, так необходимые для работы интеллекта. В экспериментах Гордона Бауэра людям предлагалось запомнить чувственно окрашенный материал. Выяснилось, что люди в грустном настроении лучше запоминают грустный материал, в сердитом - злобный, а в радостном - радостный.
Когда мы радуемся, нам хочется обнять весь мир. Мы принимаем все, что есть в этом мире. Нам хочется петь, смеяться и радоваться. Но вот нас накрыло печалью, и мир становится страшным и отталкивающим, и хочется от него уйти, спрятаться и никогда не видеть.

Чувственное многообразие столь же безгранично, как и многообразие мыслей. Чем более развит интеллект, тем более утонченные чувства человек испытывает.
Все вещи, люди и события, которые нас окружают, вызывают в нас какие-то чувства. Мы видим чувственно окрашенный мир. Об этом надо постоянно помнить, ибо чувственное восприятие всегда избирательно. Мы подсознательно концентрируемся на неприятных признаках неприятных вещей и не замечаем те же признаки у приятных.

Этот процесс полностью подчиняет всю нашу повседневную жизнь. Он привычен и удобен, хотя имеет и большой недостаток. Избирательность восприятия не позволяет нам увидеть много хорошего в жизни. Посчитав человека неприятным, мы закрываем путь для общения с ним. Множество занятий нам кажутся неприятными, если мы пытались ими заниматься, но потерпели неудачу. И эти занятий тоже закрыты для нас. Мир стремительно сужается, загоняя нас в рамки крошечного мирка, где мы чувствуем себя комфортно. И мы воздвигаем стены между собою и миром, которые все больше ограничивают нас.
Как же сломать эти стены? Для этого нужна энергия. Много энергии.

Генератор творческой энергии

Где же взять столько энергии? Для этого нужно обратиться к генератору творческой энергии, которым является чувство интереса. Чем более развит интеллект, тем чувство интереса становится сильнее. У личности чувство интереса достигает уровня жгучего ощущения тайны.

Интересный объект захватывает и зачаровывает. Именно чувство интереса дает человеку ощущение полноты жизни. При повышении интереса человек испытывает воодушевление и готов работать весь день напролет.

Чувство интереса дает энергию жизни.

В этом секрет максимальной работоспособности. Если вам нужно выполнить большое дело, то вы сделайте его интересным. Чувство интереса удесятерит ваши силы. Этим объясняются поразительные достижения гениев. Они развили в себе такое чувство интереса, что их интеллект сокрушал проблемы, как бульдозер.

И наоборот, если вы испытываете скуку, то ваш интеллект свертывается калачиком и засыпает. Из этого следует важный вывод. Вы добьетесь успеха только в том деле, которое вам интересно. Большая ошибка многих людей состоит в том, что они выбирают себе работу исходя из престижа, зарплаты или близости к дому. Но не обращают внимания на то, насколько она им интересна. Воспринимая работу, как тяжкое бремя, они не могут достигнуть никаких результатов. Руководство их считает никчемными работниками, а сами они ощущают себя неудачниками.

В основе любого дела должно лежать чувство интереса. Чем выше интерес, тем выше энергетика.

Вулкан энергии

Если вам интересна цель, то вы несетесь к ней на всех парах и вот финишная ленточка совсем близко. Вы делаете решительный бросок и первым достигаете финиша! В этот момент происходит самый большой выброс энергии, который мы называем ПОБЕДА!

Это главный секрет творческого человека. Это человек-победитель. Обыватели часто удивляются, как можно написать «Евгения Онегина». Это же целый роман в стихах! Где взять столько сил?

Ответ прост. Силы появляются в момент достижения. Если вы начинаете творить, то с каждой новой победой к вам приходят новые силы. Вы покоряете новую вершину и вы получаете энергию для покорения следующей. Чем больше вы достигаете, тем больше вам хочется. Творческая энергия неисчерпаема.

Ищите моменты вашего успеха, опирайтесь на них и поднимайтесь все выше и выше на волне вашей энергии.


Нас только один
 
СторожеяДата: Воскресенье, 20.11.2016, 19:18 | Сообщение # 41
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 40

Вдохновение

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект - инструкция по применению». В этом выпуске мы поговорим о максимуме творческой энергии - вдохновении.

Чудесная сила

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
А. С. Пушкин


Вдохновение - это особое состояние работы интеллекта. Вдохновенный интеллект работает с максимальной отдачей на пике своих возможностей.
Одним из поразительнейших примеров вершины человеческого гения является «Евгений Онегин». Пушкин создал для этого романа специальную четырнадцатистрочную строфу, которая получила название «онегинской». Даже описание этой строфы вызывает уважение: «Четверостишие перекрестной рифмовки, четверостишие парной рифмовки, охватное четверостишие и заключительное двустишие». По сути строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия.

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита,
И был глубокой эконом,
То есть, умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.


Представить, что можно написать целый роман, полностью сохраняя данный вид строфы кажется невозможным. Но Пушкин это сделал!

Кажется, что соблюдение столь сложной формы требует от человека тяжелой работы, постоянного перебора слов и подбора рифм. Но ведь Пушкин творил совсем по-другому. Так, как написано в эпиграфе. Именно так идет творчество на высшей точке своего развития.

У гармонично развитого человека познание и творчество идут вместе, создавая ощущение бурлящего потока жизни. Когда этот поток накрывает человека с головой, то наступает состояние вдохновения. Вдохновение - это состояние, когда все то, что видит, слышит и переживает сразу облекается в форму творческого произведения. Поэт облекает чувство в рифму, художник в эскиз, композитор в мелодию.
Горизонт применения вдохновения очень широк. Он включает и науку, и искусство, и политику, и спорт, и бизнес. Во всех случаях человек стремиться познавать и достигать успеха. Вдохновение может быть направлено и на себя - тогда рождается потребность в самопознании и самосовершенствовании.

Откуда же берется вдохновение? Оно возможно тогда, когда в душе творца накоплен клад переживаний, впечатлений, мыслей, которые образуют творческую кладовую. Лучше всего о творческой кладовой сказал К.Г. Паустовский: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою "золотую розу" - повесть, роман или поэму».

И когда творческая кладовая наполнена, то происходит волшебное превращение. Наступает творческий прорыв.

Озарение

Вот молния в белом излучии...
И сразу все стало светло и велико...
Как ночь лучезарна!
Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюбленном созвучии.


Максимиллиан Волошин


Марина Влади в книге о Владимире Высоцком «Владимир, или Прерванный полет» так описывала его состояние озарения: «А потом ты сидишь неподвижно за столом, будто зачарованный белым сиянием лампы. Вдруг взрыв страшнейших проклятий. Есть! Ты нашел! Иногда это просто строфа. Но после того, как она пошла, все выстраивается и связывается».

Для озарения необходима догадка, искра, которая воспламеняет творческий заряд. Этой искрой служит некоторое глубокое переживание, ощущение соприкосновения с Вечностью. Ощущением себя как части бескрайнего мира. Именно в этот момент человек начинает творить и творчество его чисто и прекрасно.


Нас только один
 
СторожеяДата: Понедельник, 19.12.2016, 18:02 | Сообщение # 42
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 41

Скука

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект – инструкция по применению». В этом выпуске мы поговорим о минимуме творческой энергии – скуке.

Застрявший разум

В их обществе
я бы умер со скуки,
не будь там меня.

Александр Дюма


Интеллект требует применения. Если им долго не пользоваться, то творческая энергия постепенно иссякает и наступает скука.

Скука - это отсутствие мыслительной деятельности. Она возникает в ситуации, когда человек живет только по стереотипу. Рутинные действия, рутинные мысли, рутинная жизнь.

Скука очень хорошо изучена психологами. Они любят издеваться над людьми, поэтому одно из любимых тестов на скуку состоит в том, что человеку дают бессмысленный набор букв, в котором нужно вычеркивать определенную букву.

Пачка с листами намерено сделана толстой, чтобы не было надежды, что задание скоро кончится. Все это происходит в комнате, где только стол, стул и белые стены.
Несчастные испытуемые делают это задание очень долго, затем впадают в транс и начинают ерзать, чесаться, нервно озираться и с тоской осматривать белые стены, в надежде хоть как-то себя развлечь.

Но все бесполезно. Интеллекту нужна осмысленная деятельность. В подготовке космонавтов используется сурдокамера - помещение со звуконепроницаемыми стенами. Казалось бы как хорошо. Никаких звуков - лежи, отдыхай. Но нет. Через некоторое время начинаются галлюцинации. Разум как котенок, который в отсутствие игрушек начинает играть с собственным хвостом. Сам же порождает видения и сам же их боится.

Борьба со скукой

Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно,
со всякими безобидными выходками.
Приготовьте тарелки, блюдца: я буду всё это бить.
Уберите хлеб из овина: я подожгу овин...
«Обыкновенное чудо»


Вариантов борьбы со скукой множество. Сама распространенная - это прием наркотиков. Это универсальный способ выжигания интеллекта. Но есть и другие:

Азартные игры
Переедание
Пересыпание
Смакование страхов (см. Выпуск 11)
Шопинг
Роупджампинг (прыжки с мостов на веревке)
и т.д.

Все эти способы имеют один недостаток. Они убирают скуку только на короткое время, а потом она возвращается. Это путь тупиковый. Проще сразу отрубить голову и жить спокойно.

Все эти способы совсем не дают энергии, а только ее отбирают. И с каждой очередной попыткой убить время пропадает и часть энергии. Пока скука не переходит в депрессию - отсутствие всякой энергии.

Долой скуку

Хорошо живёт на свете Винни-пух!
Оттого поёт он эти песни вслух.

Винни-пух


Как ни странно, скука имеет положительный момент. Скука - это явный признак того, что ваши способности намного выше, чем требуется в том занятии, которым вы занимаетесь.

Поэтому скука - это указатель, что вы сбились с дороги. Вы пытаетесь заглушить ваши способности, но это значит, что у они у вас есть. И это здорово!
Раз вам скучно, значит, у вас есть время скучать. И это прекрасно! Раз есть время, то зачем же скучать, займитесь чем-нибудь интересным.

А в жизни есть только одно, по-настоящему интересное занятие - это творчество. Творите и забудьте про скуку.


Нас только один
 
СторожеяДата: Понедельник, 19.12.2016, 18:07 | Сообщение # 43
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 42

Эмоции и чувства

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект - инструкция по применению». В этом выпуске мы начинаем разговор о чувственной стороне интеллекта.

Чувственная сфера - это наиболее запутанная часть психологии. Очень много написано, но все свалено в кучу и непонятно, как этим пользоваться. А, как мы уже говорили, чувства - это основной критерий качества работы интеллекта.
Чем более развит интеллект у человека, тем более глубокие и утонченные чувства он испытывает. И наоборот, дурак всегда зол, угрюм и завистлив.

Как же работает чувственная сфера?

Для начала разделим весь мир переживаний человека на две больших части: эмоции и чувства.
Эмоции - это древний механизм управления организмом, который появился еще у млекопитающих. У человека этот механизм сохраняется как резервная система управления человеком.
Чувства - это результат работы интеллекта, который показывает согласованность интеллекта с внешним миром.
Грубо говоря, если вам хочется сказать: «И жизнь хороша, и жить хорошо!», то интеллект у вас в порядке. Любые другие ответы говорят о сбое в нервной системе.

Эмоции

Положительные эмоции - это эмоции,
которые возникают, если на все положить.


Прообразы эмоций появились еще у птиц. Они нужны в той ситуации, когда нужно быстро перестроить организм на другое поведение. Например, птичка летит за червячками, но вдруг слышит призывную песнь самца.
Проблема в том, что птичка уже настроилась на еду и хорошо настроилась. Но ситуация изменилась. Нужно срочно переключить внимание на более важные события.

Для этого потребовалось создание механизма эмоций. Механизм эмоций построен на основе уже существовавшего механизма гормонального управления.
Гормоны - это химические вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции. Гормоны также являются стимулами. Птицу можно заставить вить гнездо в необычное время путем введения ей полового гормона самки.

Гормональный механизм птиц врожденный. А вот млекопитающие добавили к этому механизму возможность управления. За управление эмоциями в мозге отвечает лимбическая система. При необходимости она может сразу переключиться на нужную нейросеть. В результате при активизации эмоционального понятия, весь организм моментально настраивается на выполнение более важной задачи.
В мозг непрерывно поступает огромное количество информации от органов чувств, а сознание полно желаний, целей, планов. Какое поведение выбирает мозг и как это происходит?

Для того, чтобы поведение человека было целостным и все разнородные стимулы в итоге превращались в единое целенаправленное поведение, природой предусмотрен механизм эмоций. Эмоция - это психосоматическая реакция организма, позволяющая привести функционирование внутренних органов в соответствие с требуемым поведением. Главная задача эмоции - обеспечить физиологическое равновесие между поведением и расходом энергии. Чем больше требуется напряжение, тем больше высвобождается энергии. Эмоционально взвинченный человек не может усидеть на месте от переполняющих его эмоций.

Управляющим центром эмоций является лимбическая система. Управление осуществляется путем выдачи команд на генерацию гормонов. А гормоны уже непосредственно управляют напряжением мышц, частотой дыхания и сердцебиения, кровяным давлением и так далее.

Эмоциональное состояние, устанавливаемое лимбической системой, позволяет организму успешно нападать, убегать, есть, отдыхать, заниматься сексом и засыпать после него. Лимбическая система - это древний отдел мозга, который есть и у животных, поэтому эмоциональные состояния человека и животных совпадают.

Чувства

И вечный бой!
Покой нам только снится
Александр Блок


Интеллект нужен человеку, чтобы изменять мир в соответствии со своими желаниями. Это далеко не так просто. И вот здесь на помощь приходят чувства. Чувства - это океан, бушующий внутри человека. (Впрочем, это у умного, глупый плещется в луже.)

Чувство - это генерализованная реакция коры головного мозга на интерпретацию текущей ситуации, позволяющая осуществлять общее управление поведением. Управление осуществляется путем выработки нейромедиаторов, которые видоизменяют протекание мозговой активности.

Именно чувство и позволяет сознательно управлять мышлением. Другими словами, благодаря чувствам мы можем концентрироваться на достижении цели.
Следует обратить внимание на то, что чувство возникает в результате интерпретации ситуации. А интерпретация зависит от коры головного мозга, которая уникальна для каждого человека. Поэтому в одной и той же ситуации разные люди будут испытывать разные чувства.

Связь между эмоциями и чувствами достаточно сложна. С одной стороны, лимбическая система управляет всеми органами, в том числе и корой головного мозга, поэтому в случае необходимости может отключить их функционирование. Это происходит при наступлении сильного эмоционального возбуждения, состояния ужаса, паники, ярости. Эту связь можно обозначить правилом:
Эмоции отключают интеллект.

С другой стороны, нейропептиды проникают практически во все жидкости в организме (кровь, лимфу, цереброспинальную жидкость и т.д.) и действуют в организме, как гормоны. Это позволяет чувствам взаимодействовать со всеми важными системами, включая иммунную.

Эмоции оказывают восходящее влияние: из лимбической системы в кору мозга. А чувства - нисходящее: из коры мозга в лимбическую систему.
При переживании положительных чувств повышается общий тонус организма, возрастает устойчивость к болезням, появляется внутреннее ощущение «хорошего самочувствия». А при переживании отрицательных чувств возникают психосоматические заболевания и снижается сопротивляемость организма к инфекциям.

Подробнее об этом в следующих выпусках.


Нас только один
 
СторожеяДата: Понедельник, 19.12.2016, 18:14 | Сообщение # 44
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 43

Стоит ли всё бросать?

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект - инструкция по применению». В этом выпуске мы поговорим об очень интересной тенденции, которая наблюдается в некоторых письмах ко мне.

Впереди крутой поворот

Филипс - изменим жизнь к лешему!


В ответ на рассылку мне стали приходить письма очень интересного типа. Письмо выглядит приблизительно так:

Здравствуйте!
Мне уже ... лет и я занимаюсь ...
Я знаю, что у меня есть талант..., и очень хочется заниматься им.
Но что ж мне теперь - все бросать?


В ответ на такое письмо у меня сразу встречный вопрос: а зачем все бросать? И что это все? Бросить квартиру, семью, работу и идти по городам и весям? И какое отношение это имеет к таланту?

Если у вас есть способности к чему-либо, это говорит только о том, что если вы их начнете развивать, то будете получать удовольствие и энергетику от этого. Причем, чем выше мастерство, тем больше удовольствия. Поэтому, конечно, намного приятнее развивать свои способности, чем делать то, что вам не нравится.

Но какие бы способности у вас сейчас не были, талант сначала надо развить, а это занимает годы. В начале пути результаты вашего творчества будут весьма скромны. Удовольствие от них будете получать только вы. И это будет нужно только вам.
И только постепенно, по мере развития вашего таланта, вы будете создавать все более и более ценные произведения искусства.

Только тогда и имеет смысл думать о том, как и где вы будете их представлять и нужно ли вам для этого менять место работы или образ жизни.
Правда, тут же следует вопрос, а где взять время? Ответ очевиден. Выключайте телевизор, выходите из Интернета, отключайте телефон, выбрасывайте игры и прекращайте любую другую деятельность, которая не развивает ваши способности. Времени у вас будет вагон и маленькая тележка. Эта тележка и привезет вас к удаче.

Творческий рост

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...
А. С. Пушкин


Но есть еще один момент, который упускают авторы писем. В природе ничего не бывает сразу. Рост всегда идет постепенно. И это прекрасно. Это дает возможность получить удовольствие не спеша. Прочувствовать каждую деталь, ощутить каждый нюанс.

Ну, представьте, что вы приходите в ресторан, а официант нажимает кнопку и все. Вы уже сыты. И можете идти. С одной стороны, это быстро, но, с другой стороны, а где же наслаждение трапезой?

Когда вы только начинаете учиться делать что-то новое, то вам интересно все. Вы получаете удовольствие от встречи с новым. Не спешите. Насладитесь творческим ростом. Получите удовольствие от одной ноты, одного стежка, одного па. Сделайте их с удовольствием. Не гонитесь за результатом. Наслаждайтесь каждым мгновением вашей жизни.


Нас только один
 
СторожеяДата: Четверг, 16.02.2017, 19:07 | Сообщение # 45
Мастер Учитель Рейки. Мастер ресурсов.
Группа: Администраторы
Сообщений: 18407
Статус: Offline
Выпуск 44

Если все бросить…

Перед вами следующий выпуск рассылки «Интеллект — инструкция по применению». Предыдущий выпуск вызвал бурную реакцию читателей. В течение часа после выпуска рассылки пришло два письма, каждое из которых достойно отдельного выпуска.

Я все бросила и счастлива!

Сегодня поговорим о первом письме. 

Здравствуйте, Константин!

А я вот… взяла и все бросила. Под «все» имею в виду «крутую» работу, соцпакеты и прочее (работала в правительстве края). Ушла «домой». И в прямом и в переносном смысле – работаю дома на компьютере, занимаюсь версткой и дизайном. Счастлива до невозможности. Лучше не бывает, потому что художником в душе осталась с юности, когда училась в художественном училище. И ВСЕ пришло сразу!!! Да, конечно, накопление нового профессионального опыта шло по капле. Но внутренняя радость появилась сразу – ушли депрессии, болезни, безысходность, вечная усталость, недовольство собой и всеми сразу и т.д. Я в прямом смысле летаю. И конечно вы правы – телек, игры, пустая болтовня с подружками – тоже ушло. И это я бросила…. Другими словами хочу сказать: радость пришла мгновенно, удовольствие пришло мгновенно, удовлетворение своей жизнью – тоже! А что касается именно профессионального роста (изучение программ на компьютере) – да, эт о шло постепенно. Но хочу сказать, что верстка и дизайнерские решения – получаться стали сразу. Для развития таланта не нужны годы. Он либо есть, либо нет. Если нет, то ничего не выйдет, сколько бы человек за компом не сидел. Литературного вуза не заканчивала, но писать очень хотела. Стала писать рассказы в газету, оказалось, что людям нравится… Вот так, все слету и получилось. Думаю, если есть это в человеке, то оно есть. Если нет, то нет.

Вы пишете, что на тренинге люди будут определять наличие у себя способностей с помощью анкеты. Я не понимаю – разве люди сами не знают, что им больше всего нравится? Без чего они не могут жить? ЧТО им хочется делать? А именно вот это «хочется» и определяет все. Это их способности так обозначают себя… Не иначе. Потому что я не видела людей, кто чего-то не хотел делать, а это у него было в способностях. Человек не может быть талантлив в том, что ему не нравится, в том, что ему не хочется делать. А это и означает, что талантлив человек именно в том, что ему нравится и хочется делать. А как определить «качество» таланта? Разве существуют критерии этого? Кто оценивает те же произведения искусства, литературы, скульптуры и т.д.? Те, кто смотрит? Искусствоведы? История? Или сам человек? Я лично признаю, что что-то мне удалось только лишь в том случае, если ЭТО мне самой нравится. Впрочем, если не нравится, я никогда не сдам эту работу заказчику, буду сидеть до опупения, но добьюсь того, что сама буду балдеть от сделанного. А то, что делаю для себя – обычно получается слету. Заказчикам нет, не сразу. Именно потому, что я не знаю их вкусов, предпочтений, хотя и пытаюсь выяснить. Но ведь другого человека так просто не узнаешь. Поэтому делаю всегда много вариантов – скажем так, от авангарда до классики. И всякие креативные. Что любопытно, в 99 процентах – выбирают классику, и что попроще. Почему бы это?

Вы пишете: «К огда вы только начинаете учиться делать что-то новое, то вам интересно все. Вы получаете удовольствие от встречи с новым. Не спешите. Насладитесь творческим ростом. Получите удовольствие от одной ноты, одного стежка, одного па. Сделайте их с удовольствием. Не гонитесь за результатом. Наслаждайтесь каждым мгновением вашей жизни».

Хочу сказать, что если поворачиваешь свою жизнь на сто восемьдесят (в том случае, если она прежде не нравилась) в ту сторону, в какую хочется, то и правду – интересным становится все. И чем дальше, тем больше. И я вот – спешу! Спешу УСПЕТЬ сделать больше. И не скажу, что я за каким-то результатом гонюсь. Просто хочется написать рассказ и на эту тему, и на ту. И сделать много-много коллажей на компе – потому что идеи рождаются быстрее, чем я воплощаю их. И картины, обычные картины маслом хочется писать. На всякие разные темы. И та же история – идей на порядки больше, чем времени на исполнение. И чем дальше, тем этих идей все больше. Ну и как же тут не спешить?

С уважением, Марина.


Письмо прекрасное и я очень рад за Марину.

Кажется, что в письме есть возражения моей точке зрения, но это не так. Во-первых, Марина уже имела художественное образование, поэтому в ее случае – это смена нелюбимой работы на любимую. Если у вас подобный случай, то, конечно, уходить с нелюбимой работы нужно как можно быстрее. Ведь жизнь проходит и проходит впустую.

По поводу того, что «талант  либо есть, либо его нет», возражение в самом письме: «что касается именно профессионального роста (изучение программ на компьютере) – да, это шло постепенно».

Не может быть врожденного таланта к работе на компьютере или написанию картин маслом. Откуда гены знают про компьютер или про технику сфумато?

Я не понимаю – разве люди сами не знают, что им больше всего нравится?

Конечно, не знают. И Марине самой сначала нравилось, что она имеет: «крутую» работу, соцпакеты и прочее (работала в правительстве края)». А потом поняла, что это чужое, наносное, а настоящее призвание совсем другое: «художником в душе осталась с юности, когда училась в художественном училище».

Здорово, что Марина нашла себя и счастлива, но ведь далеко не у всех это получается. Поэтому слушайте себя, ищите себя. Творите и будьте счастливы!


Нас только один
 
Форум » Читаем » Статьи » Константин Шереметьев. Интеллектика (Развитие целостной картины работы интеллекта)
Страница 3 из 5«12345»
Поиск: